Муниципальное образование
город Ефремов

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ

Приложение
к постановлению администрации
муниципального образования
город Ефремов от «04».08.2022    №1245

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности

муниципальных программ муниципального образования город Ефремов

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Ефремов (далее – Порядок) определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования город Ефремов (далее - муниципальная программа), а также контроля за ходом их реализации.

1.2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:

муниципальная программа является документом стратегического планирования, содержащим комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования город Ефремов (далее - округ);

цель - ожидаемый за период реализации муниципальной программы конечный результат решения проблемы социально-экономического развития округа посредством реализации мероприятий муниципальной программы;

задача - ожидаемый результат выполнения совокупности взаимоувязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций, направленных на достижение цели реализации муниципальной программы;

мероприятие (результат) – совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи муниципальной программы;

объект – конечный материальный или нематериальный продукт или услуга, планируемые к приобретению и (или) получению в рамках исполнения мероприятия (результата) муниципальной программы.  

показатель - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи муниципальной программы;

результативность муниципальной программы - степень достижения ожидаемых результатов;

эффективность муниципальной программы - соотношение достигнутых результатов и ресурсов, затраченных на их достижение;

сфера реализации муниципальной программы - сфера социально-экономического развития округа, на решение проблем которой направлена соответствующая муниципальная программа;

муниципальный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений на муниципальном уровне;

региональный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений на региональном уровне;

национальный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений на государственном уровне;

ответственный исполнитель муниципальной программы – отраслевой (функциональный) и территориальный органы администрации округа либо главный распорядитель средств бюджета округа, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ округа, утвержденным постановлением администрации округа, и обладающий полномочиями, установленными настоящим Порядком (далее - ответственный исполнитель);

соисполнители муниципальной программы - отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации округа либо главные распорядители средств бюджета округа, организации, обладающие полномочиями, установленными настоящим Порядком;

участники муниципальной программы – отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации округа либо главные распорядители средств бюджета округа, организации, не являющиеся ответственными исполнителями или соисполнителями муниципальной программы, и обладающие полномочиями, установленными настоящим Порядком.

1.3. Муниципальная программа разрабатывается исходя из положений Стратегии социально-экономического развития округа до 2035 года, утвержденной решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов от 17.12.2020 года № 10-76 (далее – Стратегия развития округа), нормативно правовых актов Российской Федерации, Тульской области и органов местного самоуправления округа, в том числе направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – национальные цели).

Разработка и реализация муниципальных программ осуществляется исходя из следующих принципов:

а) обеспечение достижения национальных целей с учетом влияния мероприятий (результатов) муниципальных программ на достижение целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей (далее – показатели национальных целей), в том числе в рамках реализации Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации;

б) обеспечение реализации инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденных Правительством Российской Федерации;

в) обеспечение приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, установленных иными документами стратегического планирования Российской Федерации;

г) обеспечение приоритетов социально-экономического развития округа, установленных документами стратегического планирования муниципального образования город Ефремов;

д) обеспечение консолидации всех финансовых и иных ресурсов, планируемых на достижение определенной стратегической цели социально-экономического развития округа, включая бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетные источники;

е) выделение в структуре муниципальной программы:

- региональных проектов, входящих в национальные проекты, региональных проектов, не входящих в национальные проекты, ведомственных проектов, в совокупности составляющих проектную часть муниципальной программы;

- комплексов процессных мероприятий, реализуемых непрерывно либо на периодической основе, в совокупности составляющих процессную часть муниципальной программы.

1.4. Разработка и реализация муниципальной программы осуществляются ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками муниципальной программы на срок не менее трех лет и не более срока реализации Стратегии развития округа.

        1.5. Муниципальная программа утверждается постановлением администрации муниципального образования город Ефремов.

        Утвержденная муниципальная программа размещается на официальном сайте округа и подлежит обязательной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные  действующим законодательством.

        

2. Требования к структуре, содержанию и целеполаганию муниципальной программы

2.1 Муниципальная программа является совокупностью следующих документов, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с настоящим Порядком и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тульской области и органов местного самоуправления округа:

1) приоритеты и цели муниципальной политики, в том числе с указанием связи с национальными целями, целями и задачами, установленными документами стратегического планирования, в сфере, соответствующей муниципальной программе – текстовая часть (далее - стратегические приоритеты);

2)     паспорт муниципальной программы;

3) паспорта структурных элементов муниципальной программы и приложения к ним (при необходимости);

4) в случае реализации в рамках муниципальной программы инвестиционных проектов, то есть осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности или в приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за счет средств бюджета округа, текстовая часть муниципальной программы должна содержать информацию об инвестиционных проектах - «Перечень объектов капитального строительства, объектов инвестиций муниципальной программы» и «Паспорт инвестиционного проекта».

2.2 Структура и содержание муниципальной программы могут отличаться от определенных настоящим Порядком в случаях, если требования к структуре и содержанию муниципальной программы установлены органами государственной власти.

2.3. Стратегические приоритеты муниципальной программы включают в себя:

1) оценку текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития округа;

2) описание приоритетов и целей муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы;

3) задачи муниципального управления, способы их эффективного решения в соответствующей сфере муниципального управления.

2.4. Паспорт муниципальной программы содержит:

1) основные положения о муниципальной программе с указанием целей, задач, сроков реализации, ответственного исполнителя (соисполнителя) муниципальной программы;

2) структуру муниципальной программы с указанием перечня структурных элементов муниципальной программы;

3) показатели муниципальной программы по годам реализации этой муниципальной программы;

4) параметры финансового обеспечения реализации муниципальной программы за весь период ее реализации.

Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

2.5. Структурными элементами муниципальной программы являются региональные проекты, входящие в национальные проекты; региональные проекты, не входящие в национальные проекты; ведомственные проекты;               комплексы процессных мероприятий.

2.6. В рамках процессных мероприятий муниципальной программы осуществляется реализация направлений деятельности, предусматривающих:

1) выполнение муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;

2) осуществление текущей деятельности казенных учреждений;

3) предоставление субсидий бюджетным учреждениям на иные цели;

4) оказание мер социальной поддержки отдельным категориям населения;

5) иные направления деятельности, отвечающие критериям процессной деятельности.

2.7. Паспорта структурных элементов муниципальной программы разрабатываются по форме согласно приложениям № 2, 3 к настоящему Порядку.

Требования к структуре и содержанию паспортов структурных элементов муниципальной программы аналогичны требованиям к структуре и содержанию паспорта муниципальной программы.

При этом данные, указанные в паспортах структурных элементов муниципальной программы, должны соответствовать паспорту муниципальной программы, в том числе в части параметров финансового обеспечения муниципальной программы.

2.8. Перечень объектов капитального строительства, объектов инвестиций и паспорта инвестиционных проектов разрабатываются по форме согласно приложениям № 4, 5 настоящему к Порядку.

Объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества проходят интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств бюджета округа, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном администрацией. Если объект капитального строительства либо объект недвижимого имущества, в отношении которого предусмотрена проверка на предмет эффективности использования средств бюджета округа, направляемых на капитальные вложения, получил отрицательное заключение, то такой объект должен быть исключен из проекта муниципальной программы.

Результаты интегральной оценки эффективности использования средств бюджета округа, направляемых на капитальные вложения, проведенной ответственным исполнителем муниципальной программы, и материалы, необходимые для проведения проверки на предмет эффективности использования средств бюджета округа, направляемых на капитальные вложения, представляются в комитет по экономике, развитию малого и среднего бизнеса администрации округа (далее – комитет по экономике) совместно с проектом муниципальной программы.

В случае если муниципальной программой предусматривается предоставление субсидий учреждениям и предприятиям на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности округа либо приобретению объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность округа, по таким инвестиционным проектам также представляются следующие документы:

- расчет объема эксплуатационных расходов, необходимых для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), и источники их финансового обеспечения с представлением документов и материалов, обосновывающих указанные расчеты.

Для предприятий источником финансового обеспечения эксплуатационных расходов не могут являться средства, предоставляемые из бюджета округа. Для учреждений объем финансового обеспечения эксплуатационных расходов за счет средств, предоставляемых из бюджета округа, не может превышать размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

- письменное обязательство руководителя учреждения или предприятия (или уполномоченного им лица) утвердить проектную документацию по объекту капитального строительства не позднее 2 месяцев до начала работ, связанных со строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объекта капитального строительства муниципальной собственности округа.

2.9. Цели и задачи муниципальной программы должны соответствовать критериям конкретности, измеримости, достижимости, актуальности и ограниченности во времени.

Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствием ее достижения, а также описания путей, средств или методов достижения цели.

Для каждой цели муниципальной программы формируются показатели, отражающие конечные общественно значимые социально-экономические эффекты от реализации муниципальной программы.

Дублирование целей муниципальной программы, а также индикаторов для оценки их достижения (решения) в других муниципальных программах не допускается.

2.10. Перечень показателей муниципальной программы содержит значения показателей достижения целей и задач, основных ожидаемых конечных результатов в целом по муниципальной программе.

При разработке муниципальной программы учитываются показатели в соответствии с целями социально-экономического развития, в том числе:

- показатели, содержащиеся в Указах Президента Российской Федерации, нормативных правовых документах Российской Федерации, Тульской области и округа, национальных целях;

- показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления округа;

- показатели государственных программ Тульской области, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для муниципальных образований;

- показатели, определенные Стратегией развития округа;

- показатели оценки эффективности деятельности сотрудников администрации;

- показатели, содержащиеся в соглашениях о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджету округа.

Показатели должны характеризовать ход реализации муниципальной программы, достижение целей и решение задач муниципальной программы.

Показатели должны соответствовать следующим требованиям:

а) измеримость и ориентированность на результат;

б) однозначность - определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание сути измеряемой характеристики;

в) объективность - показатели должны однозначно указывать, каким образом улучшение или, напротив, ухудшение значения показателя отражает ход реализации муниципальной программы;

г) полнота - показатели должны обеспечивать в совокупности с другими показателями полноту и комплексность отражения хода реализации муниципальной программы, значимости ее результатов для социально-экономического развития округа;

д) доступность - показатели должны быть доступными для отслеживания в процессе мониторинга, а также для их последующей проверки;

е) экономичность - показатели должны быть экономичными, получение данных должно производиться с минимально возможными затратами, учитывая соотношение значимости показателей к затратам на их получение.

Не допускается использовать в качестве показателей плановые и фактические значения бюджетных расходов и объемов средств, вложенных в мероприятие за счет других источников.

Плановые значения показателей муниципальной программы, установленные за периоды, предшествующие текущему году реализации муниципальной программы, изменению не подлежат.

3. Порядок разработки и утверждения муниципальной программы, внесения изменений в муниципальную программу

3.1. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ округа, утверждаемого постановлением администрации округа (далее - перечень муниципальных программ).

Проект перечня муниципальных программ формируется комитетом по экономике совместно с финансовым управлением администрации округа (далее –финансовое управление) с учетом предложений заинтересованных отраслевых (функциональных) органов администрации округа.

3.2. Разработка и согласование проекта муниципальной программы производится ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и участниками муниципальной программы.

3.3. Постановлением администрации округа об утверждении муниципальной программы утверждаются:

1) стратегические приоритеты муниципальной программы;

2) паспорт муниципальной программы;

3) паспорта структурных элементов муниципальной программы;

4) перечень объектов капитального строительства, объектов инвестиций и паспорт инвестиционного проекта (в случае реализации в рамках муниципальной программы инвестиционных проектов).

В формировании адресного перечня объектов в рамках муниципальных программ, а также в работе приемочной комиссии по приемке выполненных работ в рамках муниципальных программ на территории округа вправе принимать участие депутаты Тульской областной Думы, депутаты Собрания депутатов округа, сельские старосты, руководители территориальных общественных самоуправлений, в границах которых осуществляется приемка выполненных работ.

Порядок взаимодействия депутатов Тульской областной Думы, депутатов Собрания депутатов округа определяется соглашением о сотрудничестве и взаимодействии депутатов Тульской областной Думы (депутатов Собрания депутатов округа) и администрации округа в рамках социального развития, общекультурных и местных интересов, инвестиционной привлекательности округа. 

3.4. Срок рассмотрения проекта муниципальной программы комитетом по экономике и финансовым управлением составляет 10 рабочих дней со дня представления проекта муниципальной программы на рассмотрение.

Комитет по экономике проводит оценку проекта муниципальной программы по следующим критериям:

1) согласованность с целями и задачами социально-экономического развития округа;

2) значимость планируемых результатов реализации муниципальной программы для социально-экономического развития округа;

3) обоснованность и комплексность программных мероприятий;

4) уровень охвата предполагаемой целевой группы мероприятиями муниципальной программы;

5) привлечение внебюджетных средств;

6) соответствие наименования муниципальной программы и ответственных исполнителей муниципальной программы утвержденному перечню муниципальных программ.

Финансовое управление проводит оценку проекта муниципальной программы по следующим критериям:

1) соответствие приоритетам бюджетной политики округа;

2) возможность финансирования муниципальной программы из бюджета округа в заявленном объеме;

3) возможность софинансирования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3.5. Ответственный исполнитель после согласования проекта муниципальной программы с комитетом по экономике и финансовым управлением направляет его на рассмотрение в контрольно-счетный орган округа для проведения финансово-экономической экспертизы. При наличии замечаний проект муниципальной программы возвращается ответственному исполнителю на доработку.

3.6. Муниципальные программы подлежат утверждению до представления проекта бюджета округа на очередной финансовый год и плановый период в Собрание депутатов округа.

3.7. В случае участия округа в государственных программах Российской Федерации и (или) Тульской области, муниципальная программа может быть разработана в течение текущего финансового года. Разработка и утверждение такой муниципальной программы осуществляется в соответствии с настоящим Порядком (за исключением, установленных для утверждения проектов муниципальных программ сроков), установленными требованиями и рекомендациями органов государственной власти, при наличии финансовых ресурсов в бюджете округа.

3.8. Внесение изменений в муниципальную программу может быть инициировано ответственным исполнителем, соисполнителем и участником муниципальной программы, в том числе во исполнение поручений Губернатора Тульской области, главы администрации округа, по результатам мониторинга реализации муниципальных программ.

3.9. Изменения в муниципальную программу осуществляются путем подготовки новой редакции указанной муниципальной программы, согласованной с комитетом по экономике и финансовым управлением. Проект постановления о внесении изменений в муниципальную программу вместе с пояснительной запиской направляется в контрольно-счетный орган округа для проведения финансово-экономической экспертизы.

3.10. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется при условии утверждения соответствующих изменений до даты наступления сроков достижения (выполнения) изменяемых параметров муниципальной программы.

4. Система управления муниципальной программой

4.1. Ответственный исполнитель:

а) обеспечивает разработку муниципальной программы и ее согласование в установленном порядке;

б) формирует структуру муниципальной программы, перечень соисполнителей муниципальной программы, а также координацию деятельности соисполнителей муниципальной программы в процессе ее разработки;

в) рассматривает предложения соисполнителей о корректировке муниципальной программы;

г) организует реализацию муниципальной программы, координирует деятельность соисполнителей по реализации муниципальной программы, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, и несет ответственность за достижение целевых показателей муниципальной программы, а также конечных результатов ее реализации;

д) представляет запрашиваемые сведения о реализации муниципальной программы главе администрации округа, в комитет по экономике, в финансовое управление и иным органам;

е) запрашивает у соисполнителей муниципальной программы:

1) сведения, необходимые для подготовки информации о ходе реализации муниципальной программы, в том числе на поступившие запросы;

2) информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы и подготовки годового отчета;

ж) готовит годовой отчет и представляет его в комитет по экономике;

з) направляет в федеральный государственный реестр документов стратегического планирования уведомление об утверждении муниципальной программы или вносимых в нее изменений, а также отчетные сведения по муниципальной программе. Обеспечивает полноту и своевременность вносимой информации.

4.2. Соисполнители:

а) участвуют в разработке и осуществляют реализацию структурных элементов муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями в рамках своей компетенции;

б) представляют в части своей компетенции предложения ответственному исполнителю по корректировке муниципальной программы;

в) представляют ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы главы администрации округа, комитета по экономике, финансового управления и иных органов о ходе реализации муниципальной программы;

г) представляют в установленный срок ответственному исполнителю необходимые сведения для подготовки информации о ходе реализации муниципальной программы, для проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы и подготовки годового отчета.

4.3. Ответственные исполнители, соисполнители муниципальной программы несут ответственность за эффективность реализации муниципальной программы, не достижение показателей результативности и эффективности муниципальной программы.

Ответственные исполнители и соисполнители несут ответственность за достоверность и полноту информации, включенной в муниципальную программу, дополнительные и обосновывающие материалы к муниципальной программе, за подготовку и достоверность отчета о ходе реализации муниципальной программы, а также за достоверность информации, размещаемой на официальном сайте администрации муниципального образования город Ефремов и в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования.

4.4. В случае планирования в рамках муниципальной программы предоставления учреждениям и предприятиям субсидий на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности округа либо приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность округа, такие субсидии предоставляются в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между главным распорядителем средств бюджета округа - ответственным исполнителем (соисполнителем) муниципальной программы, предоставляющим субсидию, и соответствующим учреждением или предприятием.

4.5. Соглашение о предоставлении субсидии может быть заключено в отношении нескольких объектов и должно содержать, в том числе:

а) цель и значения результатов предоставления субсидии и ее объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта с указанием его:

наименования;

мощности;

сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения объекта;

стоимости объекта капитального строительства собственности округа (сметной или предполагаемой (предельной) стоимости объекта, рассчитанной в ценах соответствующих лет) либо стоимости приобретения объекта недвижимого имущества в собственность округа;

общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансового обеспечения.

В случае если субсидия предоставляется в целях достижения результатов регионального проекта, указывается наименование соответствующего регионального проекта, при этом результаты предоставления субсидии должны соответствовать результатам регионального проекта;

б) положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации соглашения о предоставлении субсидии;

в) условие о соблюдении автономным учреждением округа, предприятием при использовании субсидии положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

г) положения, устанавливающие обязанность автономного учреждения округа, предприятия по открытию лицевого счета в финансовом управлении для учета операций по получению и использованию субсидий;

д) обязательство предприятия осуществлять без использования субсидии:

разработку проектной документации на объекты капитального строительства или приобретение прав на использование типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр типовой проектной документации, и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации;

проведение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, аудита проектной документации,

проведение государственной экспертизы проектной документации, включающей проверку достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и результатов инженерных изысканий, на финансовое обеспечение строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) которых планируется предоставление субсидии;

е) обязательство бюджетного или автономного учреждения округа осуществлять расходы, связанные с проведением мероприятий, указанных в подпункте «д» настоящего пункта, без использования субсидии, если предоставление субсидии на эти цели не предусмотрено постановлением администрации округа об утверждении муниципальной программы;

ж) обязательство предприятия осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), без использования на эти цели средств бюджета округа;

з) обязательство бюджетного или автономного учреждения округа осуществлять эксплуатационные расходы, необходимые для содержания объекта после ввода его в эксплуатацию (приобретения), за счет средств, предоставляемых из бюджета округа, в объеме, не превышающем размер соответствующих нормативных затрат, применяемых при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);

и) сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидии, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидии на лицевой счет по получению и использованию субсидий, открытый в финансовом управлении;

к) положения, устанавливающие право главного распорядителя средств бюджета округа, предоставляющего субсидию, на проведение проверок соблюдения учреждением, предприятием условий, установленных соглашением о предоставлении субсидии;

л) порядок возврата учреждением, предприятием средств в объеме остатка не использованной на начало очередного финансового года перечисленной им в предшествующем финансовом году субсидии в случае отсутствия принятого решения главного распорядителя средств бюджета округа, предоставляющего субсидию, о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии на капитальные вложения;

м) порядок возврата сумм, использованных учреждением, предприятием, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения целей и условий, определенных соглашением о предоставлении субсидии;

н) положения, предусматривающие приостановление предоставления субсидии либо сокращение объема предоставляемой субсидии в связи с нарушением учреждением, предприятием условия о софинансировании капитальных вложений в объекты муниципальной собственности округа за счет иных источников финансирования в случае, если постановлением администрации округа об утверждении муниципальной программы предусмотрено такое условие;

о) порядок и сроки представления учреждением, предприятием отчетности об использовании субсидии, а также о достижении значений результатов предоставления субсидии;

п) случаи и порядок внесения изменений в соглашение о предоставлении субсидии, в том числе в случае уменьшения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации главному распорядителю средств бюджета округа ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, а также случаи и порядок досрочного прекращения соглашения о предоставлении субсидии.

5. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ

5.1. Параметры финансового обеспечения реализации муниципальных программ (далее - финансовое обеспечение) на период их действия планируются исходя из необходимости достижения национальных целей и приоритетов социально-экономического развития округа.

5.2. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета округа на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом результатов реализации муниципальных программ за предыдущие годы.

5.3. Финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета округа, в том числе:

1) собственных доходов (в настоящем Порядке - налоговые и неналоговые доходы, дотации из бюджета Тульской области и источники финансирования дефицита бюджета округа);

2) безвозмездных поступлений из Тульской области в форме субвенций и субсидий, иных межбюджетных трансфертов (далее - средства областного бюджета);

3) безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц.

Основанием для включения средств областного бюджета и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в финансовое обеспечение муниципальных программ за счет средств бюджета округа на очередной финансовый год и плановый период является возникновение правовых оснований для получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, в том числе наличие закона (проекта закона) об областном бюджете на очередной год и плановый период и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение.

5.4. Общий объем финансового обеспечения на реализацию муниципальных программ и его распределение по муниципальным программам утверждается решением Собрания депутатов округа о бюджете округа на очередной финансовый год и на плановый период.

Объемы финансового обеспечения муниципальной программы за счет средств бюджета округа за пределами текущего финансового года и планового периода определяются с учетом параметров прогноза социально-экономического развития округа.

        Финансовое обеспечение муниципальной программы на осуществление капитальных вложений предусматривается в форме:

бюджетных инвестиций на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства муниципальной собственности округа и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность округа;

субсидий учреждениям и предприятиям на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности округа либо приобретению объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность округа.

Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением о бюджете округа на очередной финансовый год и плановый период не позднее 3 месяцев со дня вступления указанного решения в силу.

5.5. При сокращении объемов финансового обеспечения муниципальных программ допускается внесение изменений в основные параметры муниципальных программ, в том числе в плановые значения целевых показателей, если это не нарушает положений действующего законодательства и соглашений, заключенных с государственными органами власти.

При увеличении объемов финансового обеспечения муниципальных программ подлежат изменению основные параметры муниципальных программ, в том числе плановые значения целевых показателей, при условии непосредственного влияния объемов финансового обеспечения муниципальных программ на основные параметры муниципальных программ, а также если это не нарушает положений действующего законодательства и соглашений, заключенных с государственными органами власти.

В случае принятия Собранием депутатов округа решения о внесении изменений в решение о бюджете округа на очередной финансовый год и на плановый период, в части увеличения финансового обеспечения на реализацию муниципальных программ или сокращения финансового обеспечения, направленного на реализацию тех или иных задач и мероприятий муниципальных программ, в ранее утвержденные муниципальные программы вносятся соответствующие изменения, в случаях, когда планируемые изменения муниципальных программ оказывают значительное влияние на показатели муниципальных программ и ожидаемые результаты реализации муниципальных программ. Соответствующие изменения подлежат утверждению в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения Собрания депутатов округа.

5.6. В ходе исполнения бюджета округа показатели финансового обеспечения реализации муниципальной программы, в том числе ее структурных элементов, могут отличаться от показателей, утвержденных в составе муниципальной программы, в пределах и по основаниям, которые предусмотрены бюджетным законодательством для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета округа.

Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с показателями сводной бюджетной росписи за отчетный год в срок до 31 марта года, следующего за отчетным.

6. Реализация, контроль и оценка эффективности реализации муниципальной программы

6.1.      В целях реализации муниципальной программы ответственным исполнителем разрабатывается план реализации муниципальной программы (далее - план реализации), содержащий перечень конкретных направлений реализации муниципальной программы, с указанием сроков их реализации и ресурсного обеспечения (объемов финансирования).

План реализации разрабатывается ответственным исполнителем по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку.

6.2. План реализации разрабатывается ежегодно после доведения главным распорядителям средств бюджета округа лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы, согласовывается соисполнителями муниципальной программы и утверждается локальным актом ответственного исполнителя муниципальной программы в срок до 31 января текущего года.

В течение 5 рабочих дней с момента утверждения плана реализации ответственный исполнитель направляет его в комитет по экономике и представляет в финансовое управление.

В случае принятия решения о внесении изменений в муниципальную программу ответственный исполнитель вносит соответствующие изменения в план реализации и в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления администрации о внесении изменений в муниципальную программу направляет его в комитет по экономике и представляет в финансовое управление.

6.3. В целях осуществления контроля за реализацией муниципальной программы и предупреждения возникновения проблем в ходе ее реализации осуществляется мониторинг реализации муниципальной программы (далее – мониторинг).

Целью мониторинга является получение на постоянной основе информации о ходе реализации муниципальных программ для принятия управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий.

Объектом мониторинга являются: наступление контрольных событий в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении муниципальной программы на отчетную дату, ход реализации мероприятий плана реализации, а также значения показателей муниципальной программы.

В ходе мониторинга ответственным исполнителем формируется годовой отчет в соответствии с приложением № 7 к настоящему Порядку.

Титульный лист к годовому отчету должен содержать следующую информацию:

наименование муниципальной программы;

наименование ответственного исполнителя;

отчетный год;

дата составления годового отчета;

должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя (в случае наличия).

Титульный лист подписывается руководителем отраслевого (функционального) органа администрации округа, определенного администрацией округа в качестве ответственного исполнителя.

6.4. В срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом, ответственный исполнитель направляет годовой отчет в комитет по экономике на оценку эффективности реализации муниципальной программы.

6.5. Комитет по экономике в течение 10 календарных дней подготавливает заключение по оценке эффективности реализации муниципальной программы с учетом оценки налоговых расходов.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы производится в соответствии с методикой (приложение № 8 к настоящему Порядку).

6.6. Комитет по экономике ежегодно, до 01 июня года, следующего за отчетным годом, разрабатывает и представляет в администрацию округа сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, который содержит:

а) сведения об основных результатах реализации муниципальных программ за отчетный период;

б) сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей муниципальных программ за отчетный год;

в)  сведения о выполнении расходных обязательств округа, связанных с реализацией муниципальных программ;

г) предложения по оценке деятельности ответственных исполнителей в части, касающейся реализации муниципальных программ;

д) при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.

6.7. Годовые отчеты, а также сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования город Ефремов в сети «Интернет».

6.8. По результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы администрация округа может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы или о досрочном прекращении реализации муниципальной программы в целом или ее структурных элементов, начиная с очередного финансового года, а также о представлении главе администрации предложений о применении к руководителям отраслевого (функционального) органа администрации, определенного в качестве ответственного исполнителя, дисциплинарного взыскания в связи с недостижением запланированных результатов реализации муниципальной программы.



 

Приложение № 1

к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности

муниципальных программ муниципального образования город Ефремов

Паспорт

муниципальной программы

________________________________________________________________________________________________________

(полное наименование муниципальной программы)

Сроки реализации муниципальной программы

Ответственный исполнитель муниципальной программы

Соисполнители муниципальной программы

Цели муниципальной программы

Задачи муниципальной программы

Перечень структурных элементов муниципальной программы

Целевые показатели муниципальной программы

п/п

Наименование

целевого показателя, единица измерения

Значение показателя по годам

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

на момент окончания реализации

муниципальной программы

1.

2.

3.

Параметры финансового обеспечения муниципальной программы, всего

Источники

финансирования*

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

* В случае отсутствия финансового обеспечения за счет отдельных источников, наименования таких источников не приводятся.

Приложение № 2

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов

Паспорт

структурного элемента, входящего в проектную часть муниципальной программы

________________________________________________________________________________________________________

(полное наименование муниципальной программы)

Раздел I. Региональные проекты, входящие в состав национального проекта*

Наименование национального проекта

Наименование регионального проекта 1, 2 ....

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Соисполнители

Цели

Задачи

Целевые показатели

п/п

Наименование

целевого показателя, единица измерения

Значение показателя по годам

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

на момент окончания реализации

1.

2.

3.

Параметры финансового обеспечения проекта 1, 2 …, всего

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

ИТОГО по разделу I

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

Раздел II. Региональные проекты, не входящие в состав национального проекта*

Наименование регионального проекта 1, 2 ....

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Соисполнители

Цели

Задачи

Целевые показатели

п/п

Наименование

целевого показателя, единица измерения

Значение показателя по годам

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

на момент окончания реализации

1.

2.

3.

Параметры финансового обеспечения проекта 1, 2 …, всего

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

ИТОГО по разделу II

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

Раздел III. Ведомственные проекты*

Наименование ведомственного проекта 1, 2 ....

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Соисполнители

Цели

Задачи

Целевые показатели

п/п

Наименование

целевого показателя, единица измерения

Значение показателя по годам

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

на момент окончания реализации

1.

2.

3.

Параметры финансового обеспечения проекта 1, 2 …, всего

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

ИТОГО по разделу III

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

* Приводится в случае наличия данных структурных элементов.

Приложение № 3

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов

Паспорт

структурного элемента, входящего в процессную часть муниципальной программы

________________________________________________________________________________________________________

(полное наименование муниципальной программы)

Комплексы процессных мероприятий

Наименование комплекса процессных мероприятий 1, 2 ....

Сроки реализации

Ответственный исполнитель

Соисполнители

Цели

Задачи

Целевые показатели

п/п

Наименование

целевого показателя, единица измерения

Значение показателя по годам

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

на момент окончания реализации

1.

2.

3.

Параметры финансового обеспечения комплекса процессных мероприятий 1, 2…, всего

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

ВСЕГО

Источники

финансирования

Расходы по годам

(тыс. рублей)

всего

20__ год

20__ год

20__ год

и т.д.

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

Приложение № 4

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов

Перечень

объектов капитального строительства, объектов инвестиций муниципальной программы

Наименование и

место-нахождение

объекта

Проектная

мощность

Сроки строительства (реализации проекта) (годы)

Наличие

утвержденной

проектно-сметной

документации

(ПСД)

Сметная стоимость

(тыс. руб.)

Остаток на 1 января года

начала реализации Программы

(тыс. руб.)

Начало

(реализации проекта)

строительства

Окончание (реализации проекта)

строительства

В ценах, утвержденных в ПСД

В ценах     года     начала

реализации

Программы

В ценах,

утвержденных в

ПСД

В ценах года начала

реализации

Программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Приложение № 5

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов

Паспорт инвестиционного проекта

1. Цель реализации инвестиционного проекта:

2. Направление инвестирования:         

3. Мощность (прирост мощности) объекта, подлежащая вводу:       

4. Срок ввода в эксплуатацию (в действие) объекта инвестиций:     

5. Главный распорядитель средств бюджета округа:                 

6. Муниципальный заказчик (заказчик):             

7. Наличие проектной документации по инвестиционному проекту:

8. Наличие положительного заключения экспертизы   

проектной документации и результатов инженерных изысканий:              

9. Технологическая структура капитальных вложений (тыс. руб.):          

Сметная стоимость, включая НДС

В текущих ценах

В ценах

соответствующих лет

Сметная стоимость инвестиционного   проекта, всего                           

в том числе:                            

проектно-изыскательские работы          

строительно-монтажные работы            

приобретение машин и оборудования       

приобретение объектов недвижимости      

прочие затраты                          

10. Предполагаемые источники и объемы финансирования инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет, тыс. руб.)                        

          Наименование источника финансирования         

Объем    финансирования

Сметная стоимость инвестиционного проекта, всего:        

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

11. Распределение сметной стоимости инвестиционного проекта по годам его реализации (в ценах соответствующих лет, тыс. руб.)                     

Год реализации инвестиционного проекта

Стоимость объекта

Всего

Проектно-

изыскательские работы

Сметная стоимость инвестиционного проекта, всего:                           

В том числе:                            

12. Распределение общего (предельного) объема предоставляемых бюджетных инвестиций по годам реализации инвестиционного проекта (в ценах соответствующих лет, тыс. руб.)                                         

Год реализации инвестиционного проекта  

Объем бюджетных инвестиций  

Общий (предельный) объем бюджетных инвестиций, всего:                       

В том числе:                            

13. Количественные показатели результатов реализации инвестиционного   проекта и удельная стоимость объекта (в текущих ценах/в ценах   соответствующих лет, тыс. руб.) на единицу такого результата            

    Наименование показателя   

Единица

измерения

Значение      показателя  

Удельная       стоимость  

Ответственный исполнитель муниципальной программы __________________________

Заместитель главы администрации (курирующий заместитель) ____________________                                                                           

Приложение № 6

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов

План реализации муниципальной программы

_______________________________________________________________________________________________________

(полное наименование муниципальной программы)

Описание направления реализации

Исполнитель
 

Срок    
реализации  

Источники  
финансирования

Объемы финансирования

(тыс. рублей)

Ожидаемый
результат реализации
муниципальной программы
(краткое описание)*

начало
реализации
 

окончание
реализации
 

текущий   
финансовый год

первый
год   
планового  
периода

второй
год   
планового  
периода

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Структурный элемент 1, 2 ……..

направление реализации 1, 2 ….

Всего

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

ИТОГО

по муниципальной программе

х

х

х

Всего

х

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Местный бюджет

Иные источники финансирования

*Непосредственный результат реализации муниципальной программы - описание работы, услуги, информация о мощностях объектов, введенных в результате исполнения соответствующего направления реализации либо нескольких направлений реализации.

 

Приложение № 7

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов       

Отчет

о ходе реализации муниципальной программы

Отчет о ходе реализации муниципальной программы муниципального образования город Ефремов содержит:

- аналитическую информацию, включающую:

1) конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;

2) информацию о достижении целей муниципальной программы за отчетный период, а также прогноз достижения целей муниципальной программы на предстоящий год и по итогам ее реализации в целом;

3) информацию о достижении фактических значений показателей муниципальной программы за отчетный год;

4) информацию о структурных элементах, реализация которых осуществляется с нарушением установленных параметров и сроков;

5) анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;

6) данные об использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы;

7) предложения о корректировке, досрочном прекращении структурных элементов или муниципальной программы в целом;

- анализ финансовых ресурсов муниципальной программы (таблица 1);

- анализ целевых показателей муниципальной программы (таблица 2).

Таблица 1

Анализ финансовых ресурсов муниципальной программы

_______________________________________________________________

(полное наименование муниципальной программы)

за __________

п/п

Направления реализации муниципальной программы

Источники

финансирования

Объем финансовых затрат

(тыс. рублей)

бюджетные
ассигнования,  
план на 1
января  
отчетного
года

бюджетные
ассигнования на
31 декабря
отчетного
года

кассовое
исполнение

1

2

3

4

5

6

Структурный элемент 1, 2 ……..

направление реализации 1, 2 ….

всего

федеральный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

иные источники финансирования

Итого по структурному элементу муниципальной программы 1, 2 ….

Всего

федеральный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

иные источники финансирования

Всего по муниципальной программе

всего

федеральный бюджет

областной бюджет

местный бюджет

иные источники финансирования

Таблица 2

                    Анализ целевых показателей муниципальной программы

_______________________________________________________________

(полное наименование муниципальной программы)

за __________

п/п

Наименование

показателя

Единица

измерения

Значение

показателя

Выполнение

плана*

(%)

план

факт

1

2

3

4

5

6


*В случае невыполнения плана в сноске указываются причины, повлиявшие на результат.

                                                                                                                Приложение № 8

к Порядку разработки, реализации

и оценки эффективности

муниципальных программ

муниципального образования город Ефремов

Методика
оценки эффективности реализации муниципальной программы

Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы определяет алгоритм оценки результативности и эффективности структурных элементов, входящих в состав муниципальной программы (для проектной части по мероприятиям, для комплексов процессных мероприятий в целом), в процессе и по итогам ее реализации.

Эффективность реализации муниципальной программы состоящей из мероприятий (комплексов процессных мероприятий), определяется как оценка эффективности реализации каждого мероприятия (комплекса процессных мероприятий), входящих в ее состав.

Под результативностью понимается степень достижения запланированного уровня нефинансовых результатов реализации мероприятий (комплексов процессных мероприятий).

Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения анализа реализации мероприятий (комплексов процессных мероприятий).

Для оценки результативности мероприятий (комплексов процессных мероприятий) должны быть использованы плановые и фактические значения соответствующих целевых показателей.

Индекс результативности мероприятий (комплексов процессных мероприятий) определяется по формулам:

, где

Iр - индекс результативности мероприятий (комплексов процессных мероприятий);

S - соотношение достигнутых и плановых результатов целевых значений показателей. Соотношение рассчитывается по формуле:

-

в случае использования показателей, направленных на увеличение целевых значений;

-

в случае использования показателей, направленных на снижение целевых значений;

Rф - достигнутый результат целевого значения показателя;

Rп - плановый результат целевого значения показателя;

Mп - весовое значение показателя (вес показателя), характеризующего мероприятие (комплекс процессных мероприятий). Вес показателя рассчитывается по формуле:

, где

N - общее число показателей, характеризующих выполнение мероприятий (комплексов процессных мероприятий).

Под эффективностью понимается отношение затрат на достижение (фактических) нефинансовых результатов реализации мероприятий (комплексов процессных мероприятий) к планируемым затратам мероприятий (комплексов процессных мероприятий).

Эффективность комплексов процессных мероприятий определяется по индексу эффективности.

Индекс эффективности мероприятий (комплексов процессных мероприятий) определяется по формуле:

, где

Iэ - индекс эффективности мероприятий (комплексов процессных мероприятий);

Vф - объем фактического совокупного финансирования мероприятий (комплексов процессных мероприятий);

Iр - индекс результативности мероприятий (комплексов процессных мероприятий);

Vп - объем запланированного совокупного финансирования мероприятий (комплексов процессных мероприятий);

По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации мероприятий (комплексов процессных мероприятий):

наименование индикатора - индекс эффективности мероприятий (комплексов процессных мероприятий) (Iэ);

диапазоны значений, характеризующие эффективность мероприятий (комплексов процессных мероприятий), перечислены ниже.

Значение показателя:

Качественная оценка мероприятий (комплексов процессных мероприятий): высокий уровень эффективности.

Значение показателя:

Качественная оценка мероприятий (комплексов процессных мероприятий): запланированный уровень эффективности.

Значение показателя:

Качественная оценка мероприятий (комплексов процессных мероприятий): низкий уровень эффективности.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie