
Пунктом 11.4 Постановления N 336 до 2030 года запрещено планировать (и, следовательно, проводить) плановые КНМ в отношении ряда юридических лиц социальной, образовательной и медицинской сферы, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска:
- государственных и муниципальных медорганизаций, а также организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг),
- государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, образовательных организаций высшего образования (см. также письмо Минэкономразвития РФ от 10.04.2023 N ОГ-Д24-3218).
Однако в отношении таких организаций может проводиться обязательный профилактический визит (далее также - профвизит), отказаться от которого садик, школа, больница и т.д. не могут (ст. 52.1 Закона о госконтроле). Может ли инспектор инициировать полноценное КНМ, если обнаружил нарушения в ходе профилактического визита? Ранее это было прямо запрещено абз. 5 п. 11.4 Постановления N 336, сейчас такого запрета нет: ч. 4 ст. 45 Закона о госконтроле разрешает организовывать внеплановое КНМ, если при проведении профмероприятия (в том числе профвизита) установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен.
Кроме того, в рамках такого профвизита инспекторам разрешается проводить целый ряд контрольных надзорных действий:
- осмотр,
- отбор проб (образцов),
- истребование документов,
- испытания,
- инструментальное обследование,
- экспертизу (ч. 4 ст. 52.1 Закона о госконтроле).
Таким образом, обязательные профилактические визиты максимально приближены к такому КНМ, как выборочный контроль (ст. 69 Закона о госконтроле); отличие лишь в том, что во время выборочного контроля инспектор вправе получать письменные объяснения.
Согласно ч. 8 ст. 52.1 Закона о госконтроле обязательный профилактический визит должен быть проведен за 10 рабочих дней, однако этот срок можно продлевать на сроки, необходимые для проведения экспертизы, испытаний. Завершается визит составлением акта (ч. 9 ст. 52.1 Закона о госконтроле).
Если в ходе обязательного профвизита были выявлены нарушения, и они не устранены до конца визита, то инспектор выдает:
- предписание - садику /школе /медорганизации / интернату и т.д. либо учредителю,
- либо копию предписания - учредителю, если оригинал предписания выдан школе, детсаду, больнице и т.д (ч. 13 ст. 52.1, ч. 3 ст. 90.1 Закона о госконтроле).
Контролировать исполнение такого предписание можно самым обычным способом, в том числе через организацию и проведение внеплановых КНМ, наказывать за найденные нарушения нельзя (потому что возбуждение дела об АП допустимо только после КНМ согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, см. также п. 5.1 письма Минэкономразвития России от 27.03.2024 N Д24и-9260), кроме нарушений, связанных с противодействием инспектору, например, при отказе предоставить запрашиваемые в ходе профвизита документы (п. 5.2 письма Минэкономразвития России от 27.03.2024 N Д24и-9260), либо иное воспрепятствование такому визиту (п. 5.3 указанного письма). Кроме того, частью 12 ст. 52.1 Закона о контроле предусмотрено повторное проведение специального профилактического визита, в случае воспрепятствования его проведению контролируемым лицом.